В пятничный вечер, не предвещавший ничего особенного был вытянут на просмотр фильма. Собирались смотреть комедию, но в прокате в нужное время был только фильм “Остров”.
Решили пойти на серьезное кино. Пошли. Не пожалели! Изложе собственные мысли о фильме. Сюжет рассказывать не буду–что-бы смотреть было интересно. Рекомендую!
Что могу сказать про фильм. Со стороны работы операторов–отлично! Натура–тоже не подкачала. Какие-то северные районы. Снег, камни, черная вода, мох и лишайник. Со стороны сценария–все просто: незамысловатый сюжет про жизнь, переплетение судеб и событий. Но есть “но”! Всё настолько хорошо очень построено, что двухчасовой фильм проглатывается на одном дыхании.
Сам сюжет построен на ситуации, что возникла во времена Великой отчественной. Маленькая баржа, два человека экипажа: капитан и кочегар. Немцы, страх и выстрел, что поменял всё. Немцы баржу взрывают. Стрелявший кочегар остается в живых и попадает к жителям северного маленького мужского монастыря. Прийдя в себя, вечный кочегар, понимает, что жизнь его остановилась именно в тот момент выстрела.
Это, так сказать и есть завязка. Моей компании до этого места еще хотелось комедии, шуток и веселья. Дальше, с каждым новым кадром фильма, мы всё больше и больше погружались в атмосферу этого монастыря, в душу качегара (играет, что немаловажно Мамонов), в души монахов.. Шутки погасли сами собой.
Монахи живут своим миром, размеренной жизнью, малыми радостями мирскими.. Даже пошутив неловко, сразу-же поправляются: – Прости, Господи! А кочегар, терзаясь своими думами, грузит себе на тачку уголек и волочет его в свою котельню. Топит котел, греет монахов (стоит обратить внимание, что в монастыре паровое отопление), греется сам и радуется жизни. Радуется, правда, только в те редкие моменты, когда не одолевают его свои душевные муки.
Ещё кочегар не прочь напомнить монахам о том, что не очень любит, когда к нему ходят в гости. Для этого регулярно делает всякие мелкие вредности. На поверку выясняется, что вредности имеют глубокий смысл, только за своими мелкими желаниями и потребностями, не все замечают тех мыслей, что пытается сказать им герой Мамонова.
Слухи о странном монахе ползут по монастырю и даже выползают на Большую землю. Оттуда начинает тянуться народ, чувствуя, что больше никто им уже не поможет. Монах-качегар, знай себе развлекается: чинит души, спасает болезных, не даёт убивать, открывает глаза тем, кто забылся в суете своих повседневных забот. И монахам тоже помогает в вере укрепиться. Только самому ему не удается уйти от себя.. От своих тягостей.. От себя не убежишь..
Вот и гребет он регулярно на соседний островок.. И говорит там с Богом, застреленным им капитаном, с собой.
И когда уже кажется, что вся жизнь на экране так и пройдет, в сплошном мелькании сюжетиков про чужие жизни, появляется адмирал с дочкой выжившей из ума. По мнению окружающих. Очередной “пациент” сразу находит общий язык с кочегаром. Причем язык, наиболее помогающий общению оказывается–куриным. Кукареканье и кококание влечет беспокойные души друг к другу.. Они уплывают на остров и возвращаются от туда другими людьми: возвращается безутешный старик и адекватная девушка.
Благодарный отец спрашивает кочегара-монаха о том как можно отблагодарить его. Монах говорит, что не надо особых благодарностей и приглашает к себе в келью-истопную. И во время этой беседы выясняется вещь, что полностью ставит все точки над “i” в жизни обоих людей.
Отец и дочь уплывают на большом рыжем пароходе, и кочегар, улыбнувшись очередной раз своей страшной, но такой милой улыбкой.. Или страшно милой улыбкой, ложиться в свой ящик для снастей, закрывает глаза и усыпает спокойным сном. Навсегда.
В зале народ плачет, причем как хрупкие девушки, так и крепкие мужики. У самого навернулись на глазах. У каждого есть душа.
А перед финальными титрами показывают море. Море так и осталось черным и холодным. Хотя, по внутренним ощущениям ожидалось чего-то другого.